Типы тканей - глоссарий

Типы тканей

Интересует вопрос, что означает название той или иной ткани? Здесь вы можете найти ответ. Для удобства поиска список тканей расположен в алфавитном порядке.

  • Ажур — ткань со сквозным орнаментом из различной пряжи (хлопковой, шёлковой, шерстяной), а также изделие из такой ткани. Особенно популярен ажур был в первой половине XIX века.
     

  • Аксамит — золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая, как бархат. Чтобы выдержать тяжесть золотых (или серебряных) нитей, ткань формировали из шести нитей — двух основных и четырёх уточных. Узор на ткани делали с помощью крученой золотой нити.
     

  • Акрил — бумажное синтетическое волокно с рядом доказанных высоких качеств. Формоустойчивое, защищенное от моли.
     

  • Алтабас — плотная шёлковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной нити, разновидность парчи. Алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви.
     

  • Альпака — лёгкая ткань из шерсти лам альпака в технике полотняного или саржевого переплетения, а также шерсть одноименного домашнего животного. Альпаку разводят в Боливии и Перу. Шерсть мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, очень ценная.
     

  • Атлас — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.
     

  • Афгален — шерстяная ткань с характерной, более светлой (по сравнению с общим фоном) полосой в основе (долевой). Чередующиеся полосы (светлая и темноватая — теневая) образуют типичный, растушеванный, с наложенными тенями рисунок путем переплетения в основе двух нитей. Ткань легкая, иногда среднетяжелая, обычно гладкокрашеная или пестротканая. Из неё шьют дамские пальто.
     

  • Ацетат (ацетатный шелк) — вискоза с ацетатной основой. Ткань легкая и гладкая. Легко стирается, формоустойчивая.
     

  • Байка — мягкая, плотная хлопчатобумажная или шерстяная ткань с густым начесанным ворсом. Из хлопчатобумажной байки шьют теплое белье, женскую или детскую одежду, пижамы, домашнюю одежду. Байка идет и на изготовление легких одеял. Шерстяную байку используют для пошива демисезонных пальто.
     

  • Бареж — шелковая воздушная ткань на хлопчатобумажной основе для шарфов, вуалей и т.п.
     

  • Бархат — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.
     

  • Батист — льняная тонкая, легкая и нежная на ощупь ткань, которая вырабатывается полотняным переплетением из очень тонкой гребенной пряжи в основе и утке. Из батиста шьют детское и дамское белье, блузки, платья; батист используется на носовые платки.
     

  • Бельтинг — относится к промышленным тканям, от английского belting она переводится как ремень. Это очень прочный материал, изготавливаемый из хлопчатобумажной пряжи, который применяют в качестве фильтрующей ткани и как каркас на производстве всевозможных резинотехнических изделий. Плетение нитей такой ткани может быть как гарнитуровым, так и гроденаплевым – это наиболее простые формы переплетения тканей. Бельтинг относится к материалам, которые имеют высокую прочность основы и низкую утка. Бельтинг очень важен в производстве – с его помощью изготавливаются высокопрочные ремни, в состав которых не входит большое количество прорезиненной ткани. Этот материал с полотняным переплетением чаще всего используется для изготовления транспортных лент и приводных ремней.
     

  • Бенгалин — от французского bengaline, название ткани означает тонкую прозрачную ткань, напоминающую органди. В состав материала входит смесь натурального хлопка с небольшим процентом эластана. Бенгалин отличается неплохой теплопроводностью и поэтому его так любят использовать в домах мод и ателье для пошива блузок и летних легких платьев, сарафаны из этой ткани напоминают шелковые, красиво смотрятся легкие шорты и брюки. Кроме хорошей теплопроводности, бенгалин обладает приятной прохладой. Из этой ткани удачно шьются жабо и воротнички, они придают целостному образу игривый лад и очарование. Благодаря тому, что материал хорошо держит форму, одежда из бенгалина идеально сидит на фигуре, даже если ее крой рельефный и сложный.
     

  • Бифлекс — это одна из разновидностей синтетического трикотажного полотна. За счет высокого содержания лайкры бифлексовая ткань отлично тянется (до 300 %) в любую сторону, благодаря чему она отлично сидит, не теряет формы и не стесняет движений во время танца. Бифлекс часто используется для пошива платьев для латиноамериканской программы.
     

  • Блэкаут — это портьерная ткань, которая совершенно не пропускает свет и способна затенять помещение на 90-100%. Такой эффект достигается в результате применения в производстве специальной технологии переплетения волокон. Ткань для штор блекаут представляет собой трехслойный светонепроницаемый материал из полиэфирных волокон, имеющий двойное сатиновое переплетение.
     

  • Бобрик — плотный грубосуконный материал из шерстяной пряжи, лицевая поверхность которой ворсованная. Необычное название ткань получила благодаря отдаленному напоминанию бобрового меха. Из бобрика шьют, в основном, верхнюю одежду, однако и некоторые элементы декора смотрятся из этой ткани замечательно, например, диванные подушки и покрывала. Бобрик плохо поддается драпировке, в чем «виновата» его толщина – более 4 мм, его практически не используют в интерьерном текстиле. Но если для изготовления штор такой материал не подходит, то для жесткого ламбрекена – вполне. Бобрик получается с помощью саржевого переплетения нитей, а его лицевая сторона – путем начесывания, специальной обработки, при которой ткань покрывают густым и стоячим ворсом. Бобрик отличается прочностью, износостойкостью и плотностью, это материал с отличными теплоизолирующими качествами. Он может быть как меланжевым, так и гладкошерстным, и, несмотря на небольшую пластичность, смотрится довольно эффектно. Может быть облегченным, средним и тяжелым (диагональ). Из среднего и тяжелого бобрика изготавливают подростковые и мужские демисезонные пальто, а из облегченного – детские и женские. Для одежды из любого вида бобрика рекомендуется сухая чистка.
     

  • Бортовая ткань (бортовка) — это плотный хлопчатобумажный или полульняной аппретированный материал полотняного переплетения. Относится к прокладочным тканям.
     

  • Бостон — материал высокого качества из чистошерстяной пряжи со специфическим саржевым переплетением, которое образует диагональные рубчики по лицевой стороне. Бостон применяют в основном для пошива диванных подушек и покрывал. Он идеально подходит для отделки скатертей, обивки мягкой мебели.
     

  • Брезент — плотная парусина, пропитанная огнеупорными или водоотталкивающими и противогнилостными составами, как правило желто-коричневого или зеленого цвета.
     

  • Брокат — тип парчи.
     

  • Букле — грубая ткань полотняного переплетения, из фасонной пряжи, имеющей крупные узелки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, в основе и утке́ или только в утке, в результате чего ткань приобретает шишковатую поверхность. Некоторые виды этой ткани вырабатываются из крученой пряжи в основе и утке, мелкоузорчатым переплетением.
     

  • Бумажная ткань.
     

  • Бумазея — плотная хлопчатобумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начёсом на одной, обычно изнаночной, стороне. Благодаря начёсу бумазея очень мягка, пушиста, хорошо сохраняет тепло. Выпускается набивной, гладкокрашеной, иногда отбелённой. Употребляется для пошива тёплого белья, женских платьев и кофт, мужских рубах.
     

  • Бурет — шелковая одноцветная ткань, отличающаяся грубой, на ощупь жесткой неровной поверхностью, без блеска, тяжелая, обычно естественного цвета. Из неё шьют дамские костюмы, блузки, платья, пальто, спортивную одежду.
     

  • Бязь — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, бумажный холст, бурметь. Бязь выпускается суровой (неотделанной) и белёной, набивной и гладкокрашеной. Белёная бязь обычно называется полотном. Появилась в России в XVI веке, а в старину привозилась из Азии. Использовалась для опашей, кафтанов и другой верхней одежды как подкладка. В XVIII—XX вв. отбелённая бязь служила для пошива нижнего солдатского белья, так как была дешевле миткаля. Гладкокрашенную бязь использовали для подкладки и дублирования костюмных и пальтовых тканей, набивную — для женских и детских лёгких платьев.
     

  • Ватола (устар., местн.) — то же, что дерюга, толстая и грубая ткань.

  • Вельвет — хлопчатобумажная ткань с рядами ворсовых пучков. Ткань с узким рубчиком называется вельвет-рубчик, с широким - вельвет-корд.

  • Велюр — (от фр. velours — бархат) — общее название мягких ворсовых материалов, имеющих бархатистую лицевую поверхность, к которым относятся как ткани (хлопчатобумажные, из искусственного шелка, шерстяные), так и фетр, кожа.

  • Вискоза — создается из целлюлозы при помощи вискозного метода. Великолепные качества в носке. Огнеустойчива, хорошо стирается. Ткани, в состав которых входит вискоза, более практичны, чем шелк или лен.

  • Виссон — тончайшая ткань, неоднократно упоминаемая в исторических источниках, в Священном Писании. Состав спорен, материалом часто называют лён или нить, выделяемую некоторыми видами моллюсков. Из виссона изготавливались одежды первосвященников, царей, фараонов, в них одевались центурионы и патриции, в него заворачивали мумии фараонов. Такая популярность объяснялась высочайшим качеством этой материи, её легкостью, тонкотканностью и прочностью. К примеру, пару перчаток из виссона можно сложить в скорлупу грецкого ореха.
     

  • Виши — от французского слова vichy – это плотный материал с рисунком, который состоит из мелких клеток. Зачастую для изготовления используется основа миткаль – неотбеленная хлопчатобумажная ткань полотняного, шерстяного или смесового переплетения. Самое популярное использование ткани виши – это пошив вещей в стиле кантри: скатертей, салфеток, фольклорной одежды, штор (особенно для украшения загородного дома). Ткань виши, изготовленная из хлопчатобумажной пряжи, имеет высокую прочность и прекрасные гигиенические качества, материал легко очищается от разнообразных загрязнений.

  • Войлок — плотный материал из валяной шерсти или из синтетических волокон.
     

  • Вольта — тонкая шелковистая материя из хлопчатобумажной гребенной пряжи, которая выполнена с помощью полотняного переплетения. Отлично подходит как для пошива летнего женского гардероба: платьев, блузок, туник, так и для создания интерьерных драпировок. Пластичная и легкая вольта уместна при создании самых сложных моделей штор с ламбрекеном – гирлянд, симметричных и ассиметричных сваг с каскадами или джаботами, в комбинации с жестким бандо. Кроме того, прозрачность вольты весьма уместна при создании скрещенных занавесей или вертикальных штор. Можно сказать, что вольта идеально подходит для создания штор практически в любом виде. Единственное замечание – ткань требует навыков в обработке, поэтому для пошива штор из нее лучше обратиться к профессионалам. Вольта сильно тянется при раскрое, а это может привести к перекосу готового изделия. Также могут образоваться складки и заломы, расправить которые будет практически невозможно. Для устранения подобных недостатков и придания хлопчатобумажной ткани сходства с шелком, ее мерсеризуют – обрабатывают специальным раствором едкого натра большой концентрации. С помощью такой мерсеризации увеличивается яркость и стойкость окраски вольты. Но, даже не смотря на обработку, этот материал не рекомендуется использовать для пошива таких моделей штор, которые нужно крепить к карнизу точечно (с помощью петель, завязок или люверсов), а не по всей длине. К основным достоинствам вольты относится износостойкость, высокая гигиеничность, относительно небольшая стоимость и декоративность. Что касается цветовой гаммы, то для вольты характерны светлые, но яркие оттенки, колоритный набивной узор, иногда ткань выпускают пестротканой, отбеленной.
     

  • Вуаль — тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.
     

  • Габардин — шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.

  • Газ — лёгкая, прозрачная ткань особого газового переплетения. В процессе ткачества две нити основы переплетаются с одной нитью утка́ и не уплотняются при этом. За счёт пространства между нитями газ вырабатывается нежным и полупрозрачным.
     

  • Гарус — изначально такое название (от польского harus) носила шерстяная или хлопчатобумажная пряжа, которую изготавливали в одном из городов Фландрии – Аррасу. Практически сразу гарусом начали называть не только пряжу, но и ткань. Также бытует мнение, что название пороисходит от немецкого слова haar, которое переводится как волос или шерсть. На данный момент гарус используется в качестве пряжи для вышивки по канве - такие натуральные ткани как гарус подходят и для изготовления одежды, и для пошива занавесей. Гардины и шторы из гаруса имеют неоспоримые преимущества, главным достоинством ткани является ее натуральность.

  • Гипюр (фр. guipure, англ. venice lace — венецианское кружево) — плетёное кружево с выпуклым узорным рисунком, в котором элементы рельефного неправильного узора соединены между собой тонкими связками.

  • Глазет — (от фр. glace — лощёный) — ткань, похожая на парчу, с шёлковой цветной основой и узорами из золота и серебра.

  • Гобелен — шерстяная, на ощупь мягкая ткань с длинным блестящим ворсом. Вырабатывается эта ткань сложным крупноузорчатым переплетением из трех, четырёх и более систем нитей; она двухслойная, тяжелая или среднетяжелая, крупноузорчатая, гладкокрашеная или меланжевая. Из данной ткани шьют дамские пальто, зимние мужские и дамские костюмы, юбки, спортивные куртки.

  • Гомеспун — шерстяная, грубая, мелкозернистая и эластичная ткань, среднетяжелая, на ощупь жесткая, колючая, ворс без последующей подстрижки. Такую ткань вырабатывают обычно саржевым переплетением. Из гомеспуна шьют мужскую одежду, пиджаки, дамские костюмы, пальто.

  • Грезет — однотонная ткань из шерсти или низкосортная шелковая с мелким цветочным узором.
     

  • Гринсбон — прочный хлопчатобумажный материал саржевого плетения, дополненный ткацким узором в «елочку». Гринсбон делится на три типа: суровый, гладкошерстный и отбеленный. Для каждого из них имеется свое предназначение. Отбеленный гринсбон используют для пошива пастельного и мужского нижнего белья, гладкошерстный идет на пошив спецодежды, суровый служит в технических целях.
     

  • Грогрон — дорогостоящий гладкокрашеный шелк высшего качества;
     

  • Гроденапль — очень плотная гладкокрашеная шелковая ткань, шла на изготовление шляпок, цилиндров, дамской обуви;

  • Гродетур — плотная немнущаяся гладкокрашеная шелковая ткань темных цветов, употреблялась в облачениях священников.

  • Губертус — шерстяная легкая, иногда средне-тяжелая ткань, на ощупь мягкая. Поверхность ткани ворсованная (с последующей подстрижкой).
     

  • Дамаст — ткань обычно шёлковая, одно- или двухлицевая с рисунком (обычно цветочным), образованным блестящим атласным переплетением нитей, на матовом фоне полотняного переплетения.

  • Дамаск (ткань) — дамасковая ткань, чаще дамасковый шелк. Изначально предназначалась для церковного облачения и обивки мебели. Затем лишь некоторые более легкие виды для одежды. Сегодня дамасковой тканью называют шелковую, шерстяную или хлопчатобумажную ткань полотняного или копрового переплетения, иногда в комбинации с атласным с характерным рисунком.

  • Деворе — ткань с рисунком полученным выжиганием (химической вытравкой) части волокон.

  • Демикотон — очень плотная и жесткая ткань двойного атласного переплетения, для верхней одежды среднего класса.

  • Деним — грубая, плотная ткань саржевого переплетения, из которой Ливай Стросс сшил первые классические джинсы. Традиционно у денима в индиго окрашена только нить основы, но не уто́к. Для получения денима других цветов (в частности, чёрного) применяются красители на основе серы.

  • Дерматин (от др.-греч. δερμάτινος — кожаный) — хлопчатобумажная ткань с нитроцеллюлозным покрытием, нанесённым на одну или обе стороны ткани; заменитель кожи, дешёвый отделочный материал.

  • Дерюга — грубая полотняная ткань из пеньки.

  • Джинсовая ткань, джинса, (деним).

  • Джерси — шерстяное (чаще всего) трикотажное полотно.

  • Джутовая ткань — натуральный экологичный материал с широкими возможностями использования. Ткань делается из волокон одноименного растения — джут, который обладает водоотталкивающими свойствами, прочностью, и воздухопроницаемостью. Благодаря этому джутовое полотно активно используют в строительстве, сельском хозяйстве, транспортировке различных продуктов и товаров.

  • Диагональ — плотная ткань из хлопчатобумажной пряжи, устойчивая к истиранию и сохраняющую яркость цветов в течение долгого времени. Для диагонали характерны резко выраженные рубчики на поверхности, расположенные под углом больше 45° к кромке ткани; они получаются в результате соответствующего подбора соотношений плотности и толщины основы и утка, а также применения специального переплетения нитей.
     

  • Димаут – это облегченная светонепроницаемая ткань, которая является основой для производства блэкаута. Светопропускание димаута не превышает 70-90%. Он имеет ту же структуру, что и блэкаут, но поверхность ткани не покрывается акриловым слоем. Более простая технология изготовления сказывается на цене ткани.

  • Дифтин — хлопчатобумажная ворсовая ткань, гладкокрашеная (окрашивают ее в готовом виде, в куске), иногда пестротканная, с шелковистым блеском, очень густым ворсом на правой стороне. В процессе изготовления ткань ворсуется на лицевой стороне с последующей подстрижкой. Из дифтина шьют спортивные куртки, одежду для мальчиков, женские куртки.

  • Донегаль — шерстяная плотная ткань, на ощупь жесткая. Характерна неровностью, ворс без подстрижки. Чаще ткань меланжевая, иногда поверхность ткани в узелках. Из нее шьют мужскую спортивную одежду, пиджаки, куртки, дамские пальто.

  • Драдедам — ворсовая шерстяная ткань, дешевое сукно.

  • Драп — (франц. drap — сукно), тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения. Драп состоит обычно из двух слоёв, благодаря чему обладает высокими теплоизолирующими свойствами. Лицевая сторона ткани часто вырабатывается из более высококачественной шерсти, чем изнанка. В зависимости от структуры и рисунка переплетения драп может быть ворсованным и неворсованным, одно- и многоцветным, с гладким лицом и рисунчатой подкладкой. Из драпа шьют зимние и демисезонные пальто.

  • Дубль — шерстяная, на ощупь грубая, жесткая ткань, тяжелая, гладкокрашеная или меланжевая. Вырабатывают ее двойным переплетением. Фактура ткани бывает как байка, войлок, велюр. Обычно из данной ткани шьют дамские и мужские пальто.

  • Дымка — прозрачная шелковая ткань.

  • Дюшес — шелковая одноцветная плотная ткань с гладкой поверхностью, на ощупь плотная. Из натурального шелкового дюшеса шьют дамские платья, синтетическую ткань этого типа используют как подкладочный материал, на подстежки.
     

  • Жаккард — плотная ткань с крупным узором. При этой технологии тканого переплетения рельефный рисунок вплетается в основу. Количество нитей как основы, так и утка может достигать нескольких сотен, ткань выполняется на специальных жаккардовых ткацких станках.

  • Жоржет — шерстяная, легкая, очень тонкая, полупрозрачная ткань, на ощупь жестковатая. Вырабатывается полотняным переплетением (в основе плотность нитей значительно выше, чем в утке). Выпускается гладкокрашеной и напечатанной. Эта ткань похожа на креп-жоржет. Из жоржета шьют дамские нарядные платья, блузы.
     

  • Зарбаф, изорбаф — золотая или серебряная ткань с узорами шелковыми, серебряными и золотыми.

  • Зефир — хлопчатобумажная ткань с характерными узкими продольными полосками, называемыми «просновки», которые образуются утолщенными нитями основы или цветными нитями.
     

  • Изгребина — грубая ткань из остатков пакли или льняного полотна.
     

  • Казинет — хлопчатобумажная или шерстяная одноцветная ткань для недорогой верхней одежды, дешевой униформы.
     

  • Кайнол — фенолоформальдегидный термостойкий синтетический материал, который изготавливается с помощью каталитической полимеризации и дальнейшего затвердения смолы. Таким образом получается целостная пространственно сшитая полимерная структура с поистине уникальными свойствами: не растворяется и не плавится, отлично поглощает воду. Кайнол применяется в качестве сырья для изготовления технического текстиля и прочих материалах, которые содержат в себе волокна. С помощью кайнола, текстиль не меняет свою структуру при воздействии любых температур. Волокно не поддается воздействию кислот, оно не токсично. Кайнол используется для изготовления огнестойких занавесок, огненных барьеров, подкладки сидений для кораблей, паромов, самолетов, спецодежды для спасателей, сварщиков и пожарных.
     

  • Камлот — старинная плотная темная шерстяная или хлопчатобумажная ткань, грубая, диагонального переплетения.

  • Канифас (бельевой) — хлопчатобумажная ткань, мелкоузорчатая в основе, обычно светло-синего, розового, жёлтого, зелёного и нежно-фиолетового цвета. Вырабатывается ткань жаккардовым переплетением. Из неё шьют постельное белье, нижнее белье, одежду.

  • Камвольная — камвольные (гребенные) ткани — шерстяные и полушерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного (камвольного) способа прядения.
     

  • Камчатник или камчатка — это вид старинного домотканого материала, которая пользовалась большой популярностью в девятнадцатом веке. Название ткани произошло от слова «камкасный», что означает «похожий на камку». Убранство царских комнат состояло именно из камки: покрывала и обивка стен, пастельное белье и шторы. Дорогая шелковая ткань с двух сторон украшалась декором, который образовывался благодаря особому переплетению нитей. Стремление к недоступным роскошествам привело к производству домотканой материи, которую декорировали так, что ее внешний вид напоминал камку – ткань была украшена рельефными рисунками.

  • Канва (ткань) — сетчатая хлопковая, льняная (или смешанная по составу) ткань, а также основы из других материалов. Применяется для вышивания счётным крестом, несчётным крестом, гладью, гобеленовым швом, в ковровой технике и т. д. для изготовления подушек, ковров, вышитых картин, сумочек, шкатулок и другого, иногда как прокладочный материал в одежде. Основа для вышивки бывает нескольких видов. Это Аида и Хардангер, канва равномерного переплетения (хлопок), канва неравномерного переплетения (лён и льняные смеси), пластиковая канва, накладная канва для вышивки по одежде (она подразделяется на удаляемую выдёргиванием и водорастворимую), перфорированная бумага, страмин.

  • Кашемир — чистошерстяная, легкая, мягкая ткань, матово-блестящая, вырабатывается диагональным переплетением. По характеру расцветки кашемир может быть гладкокрашеным, пестротканым, меланжевым, набивным. Рисунки на ткани разнообразны; встречаются с восточными мотивами. Из данной ткани шьют дамские платья, блузки.
     

  • Кашмилон – это торговое название синтетической полимерной ткани, которая формируется с помощью полиакрилонитрила. Отличается стойкостью к органическим растворителям, кислотам и слабым щелочам. Используется кашмилон в виде сырья для изготовления трикотажных полотен, легких тканей и ковров. Кашмилон инертен к загрязнителям, стойкий при воздействии вредных насекомых и микроорганизмов. На протяжении длительного времени сохраняет цвет, что очень важно для тканей, которые используют при декорировании окон.
     

  • Кембрик – это тонкий хлопчатобумажный материал с полотняным переплетением нитей, название которого произошло от города, в котором обитал знаменитый создатель ткани – Франсуа Батист. Город назывался Камбре, и проживал Франсуа в нем в тринадцатом веке. Техника исполнения кембрика может напоминать батист, но и отличия в них есть. Батист изготовляется из отбеленного сырья, тогда как кембрик - из неотбеленного или заранее окрашенного материала. В результате, окраска ткани получается ровной, одинаковой с изнаночной и лицевой стороны.
     

  • Кепер — хлопчатобумажная или льняная грубая ткань; фактура материала — диагоналевые полосы (подобно габардину или вельвету-корду).
     

  • Кинкхаб — это один из видов индийской парчи, которая используется в штате Варанаси.
     

  • Кирза — плотная прочная многослойная хлопчатобумажная ткань. Термин чаще используется в отношении обувной кирзы — композитного материала, состоящего из обработанной плёнкообразующими веществами многослойной хлопчатобумажной ткани (фактической кирзы). Используется как заменитель кожи. Поверхность обувной кирзы подвергают тиснению для имитации фактуры свиной кожи.

  • Кисея (муслин) — чрезвычайно легкая, прозрачная бумажная ткань полотняного переплетения.

  • Китайка (ткань) — хлопчатобумажная ткань синего цвета.

  • Клоке — шерстяная или шелковая ткань, гладкокрашеная, с неравномерно ворсистой поверхностью. Ткань легко сминаема, что способствует быстрому её износу, деформации. Из данной ткани шьют нарядные платья, дамские летние пальто. Шелковое клоке рекомендуют на нарядные женские платья, выходные платья для торжественных случаев.
     

  • Кмент — это разновидность батистовой ткани, которая аналогична батисту по составу, однако отличается по свойствам и области применения.
    Полупрозрачный и легкий батист идеально подходит для пошива французских штор. Самые тонкие нитки высокой крутки составляют практически невесомый, гигроскопичный и мягкий материал. Ткань производится из хлопчатобумажной или льняной пряжи, ее выпускают в мерсеризованном, отбеленном, набивном или гладкоокрашенном варианте. Кмент изо льна превосходит кмент из хлопка по прочности, кроме этого он отличается гладкостью поверхности и шелковистым блеском. Такой эффект достигается благодаря использованию нитей тугой крутки, обязательному соответствию одного размера основной и уточной нити и с помощью каландрирования.
     

  • Коленкор — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, для белья, отделки, подкладок.

  • Коломянка — шерстяная пёстрая домотканая ткань; или же одноцветная льняная фабричная, обычно светлого оттенка.

  • Корд — шерстяная ткань, среднетяжелая, на ощупь плотная, прочная. Поверхность ткани слабо ворсистая, ясно выраженное ткацкое переплетение в виде рубчиков. Вырабатывают её из тонкой кардной крученой пряжи (типа мулине). Из этой ткани шьют дамские костюмы, плащи, мужскую одежду.

  • Корделан — термостойкое волокно, полученное из поливинилового спирта, винилхлорида и поливинилхлорида. Это синтетическое волокно используется для изготовления пряжи, различных тканей (бельевых, костюмных, декоративно-драпировочных) и ковровых изделий. Основные свойства: прочность, стойкость к воздействию солнечных лучей, драпируемость, износоустойчивость, негорючесть. Ткань может использоваться для пошива штор.
     

  • Кордура (CORDURA®) — синтетический, износоустойчивый, водоотталкивающий материал.

  • Креп — шелковая ткань, обычно однотонная. Благодаря особой выделке имеет шероховатую поверхность, будто с бугорками:

  • Крепдешин — шелковая ткань с умеренным блеском, поверхность мелкозернистая вследствие применения в утке попеременно крепа левой и правой крутки. Вырабатывается ткань полотняным переплетением из шелка-сырца в основе и крепа в утке; она может быть гладкокрашеной и напечатанной. Из крепдешина шьют блузки, платья, изготовляют шали;

  • Креп-жоржет — шелковая ткань, тонкая, полупрозрачная, более блестящая, чем крепдешин. Вырабатывается полотняным переплетением, из крепа в основе и утке, отличается жесткостью, упругостью, сыпучестью. Из данной ткани шьют платья, блузки, используют для отделки;

  • Креп-шифон — ткань, относящаяся к креповой подгруппе группы тканей из натуральных шелковых нитей, вырабатываемая полотняным переплетением из перекрученного шелка-крепа в основе и утке (поверхностная плотность — 25 г/м²). Для креп-шифона характерна матовая поверхность;

  • Креп-сатин — шелковая ткань, относящаяся к группе тканей из искусственных нитей и представляющая собой ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой стороной и матовой с креповым эффектом изнанкой (поверхностная плотность — 250 г/м²). Обе стороны могут использоваться как лицевые.

  • Кретон — хлопчатобумажная ткань из окрашенных в разные цвета нитей, дающих геометрический орнамент. Шла на обивку мебели, драпировки.
     

  • Кримплен — это эластичный синтетический материал из полиэфирных нитей. Ткань не мнется и на протяжении длительного времени сохраняет яркий цвет благодаря лавсановым нитям, которые созданы ложной круткой.
     

  • Кружево — это актуальный во все времена декоративный элемент. Нити переплетаются таким образом, что появляется красивый ажурный рисунок, который широко применяется при декорировании дома, в оформлении одежды.
     

  • Круль — шерстяная, среднетяжелая ткань, на ощупь мягкая; фактура ткани рельефная, с узелками, спиралями. Из данной ткани шьют дамские костюмы и плащи.
     

  • Крэш (Кринкл) — жатая ткань. Долговечные складки, морщины и заломы, которые создаются на ткани благодаря длительному воздействию пресса. Для изготовления ткани-крэш используют тонкие, либо синтетические материалы. На таких тканях заломы держатся долго и не распрямляются.

  • Кумач — хлопчатобумажная ткань красного цвета.

  • Купро — вискоза с медноаммиачным волокнами. Изготоавливается химическим путем из натурального сырья — древесины и хлопка. Ткань обладает шелковистым блеском, красиво драпируется, хорошо впитывает влагу и пропускает воздух.
     

  • Лайкра — высокорастяжимое (до 400 %) волокно, применение которого в смеси с другими обеспечивает высокую растяжимость и эластичность полотна. Нашло широкое применение при выработке полотен, используемых для изделий, плотно облегающих фигуру человека — купальников, спортивной одежды, платьев, брюк и пр.

  • Лаке — вид отделки тканей шелкового ассортимента, в результате которой поверхность ткани становится блестящей и гладкой, как у атласа.
     

  • Ламе — это разновидность ткани, которая отличается металлическими нитями, содержащимися в основе полотна. Синтетическая нить, чаще нейлоновая, также может присутствовать в составе материала. Ламе – это популярная декоративная ткань современности, полотно выглядит невероятно эффектно благодаря мерцающему блеску металлических нитей (не стоит путать с металлизированными люрексовыми нитями). Ламе может быть двух видов, которые кардинально отличаются по способу изготовления: трикотажное полотно и тканый материал. В первом случае вязка получается с помощью сложных нитей, которые состоят из нейлона, обернутого тонкой металлической оболочкой. Во втором случае основа представлена синтетическими нитями, а уток – металлическими.
     

  • Ледерин — это материал, который изготавливается из хлопчатобумажного сырья, производится благодаря грунтованию исходной ткани (в изнанку которой входит крахмал) и покрытию эластичной пленкой по лицевой стороне. Ледерин обладает такими качествами как эластичность, прочность, эффектное внешнее лицевое покрытие, светостойкость, формоустойчивость, а также способность удерживать форму при нанесении клея. Существует не только тканный, но и бумажный ледерин. В процессе изготовления основа из ткани (зачастую это окрашенный миткаль) проходит этап аппретирования составом на основе крахмала и каолина. С помощью крахмалистой обработки обратной стороны приклеивать ледерин к различным поверхностям не составляет особого труда. Кроме вышеназванных компонентов, в состав гладкого и эластичного покрытия входят всевозможные наполнители, пластификаторы, цветные пигменты. Полученная в итоге ткань может окрашиваться в оттенок любого цвета, она должна быть пластичной и прочной – это очень важно для воссоздания рельефных поверхностей и хорошего восприятия печати и тиснения. Ледерин не пропускает воду, не трескается и не теряет цвет даже под интенсивными солнечными лучами. Качественный материал стойко выдерживает многочисленные изгибы, обладает хорошей прочностью на разрыв. Дополнительная отделка лаком, в основу которой входят полиамиды, увеличивает долговечность и прочность ткани. Качественный переплетный материал не может дешево стоить: зачастую он используется для дорогих твердых переплетов с золотистым тиснением. Обложка для паспортов тоже изготавливается из тканевой разновидности ледерина, которая менее стойка к различным испытаниям, но и цена ее более приемлема.
     

  • Лён — это ткань с гладкой поверхностью и матовым блеском, получаемая изо льна. Льняное волокно получают из кожицы растения.
     

  • Линкольн (сокращенно от Lincoln green) — это разновидность английского сукна, которое славится своей окраской зеленого цвета. Добротная шерстяная ткань выпускается ткачами из Линкольншира еще с 1510 года. Свойства данного сукна: материал хорошо держит форму, не мнется, отлично удерживает тепло и медленно намокает.
     

  • Лионез — это разновидность плотного хлопчатобумажного материала, который славится своим эффектным поперечным рубчиком. Ткацкий рисунок появился благодаря выработке интенсивной крутки из пряжи и значительной толщине основных нитей по сравнению с уточными.
     

  • Лиоцелл (он же Тенцель, Орцел).

  • Лоден — шерстяная ткань, тяжелая или среднетяжелая, на ощупь грубая. Поверхность ткани увалена, застил закрывает ткацкое переплетение. Обычно ткань мелиорируется. Из неё шьют спортивные плащи и цельнокроеные комбинезоны.

  • Люстрин — шерстяная или полушерстяная глянцевая ткань.
     

  • Мадаполам — хлопчатобумажная бельевая ткань полотняного переплетения, гладкая, глянцевитая и жёсткая на ощупь. Суровьём для мадаполама служит миткаль, подвергаемый при отделке белению, сравнительно сильному аппретированию и лощению.
     

  • Майя — это разновидность легкого материала простой фактуры, который изготовляется из ворсистой непрочной пряжи – тонкой и гладкой. Пряжа производится из хлопка особого сорта, с помощью мерсеризации удаляется даже самый малый начес, что влияет на еще большую гладкость ткани. Блеск и поверхность майи напоминают шелковый материал. Майя имеет отменные гигиенические и декоративные свойства при совсем не высокой стоимости. Ткань имеет некоторую жесткость и сминаемость, из-за этого она проигрывает хлопку и льну. Образуется майя с помощью миткалевого переплетения с наибольшим числом перекрещивания хлопчатобумажных нитей – ткань обладает высокой прочностью и наименьшей усадкой среди других материалов, которые образованы нитями аналогичной толщины. Простая фактура не влияет на декоративность ткани: гладкоокрашенная и отбеленная майя имеет эффектную полупрозрачную текстуру, все контуры четкие, а яркость цвета не может не радовать. Мерсеризация улучшает влагопоглощение, что повышает восприимчивость окраске.
     

  • Манчестер (бархат, вельвет уточно-ворсового переплетения).
     

  • Маренго — материя темного цвета со специфическими белыми вкраплениями. Способ переплетения, фактура и сырьевой состав ткани могут быть различными. Маренго может быть шерстяным меланжевым материалом и применяться для пошива пальто, костюмов. Для гардин больше всего подходит шелковая ткань цвета темной морской волны с практически незаметными вкраплениями белого цвета.

  • Маркизет — почти прозрачная тонкая бумажная или шелковая ткань изготовленная из пряжи в две скрученные нити. Часто использовалась для тканевых навесов от солнца над окнами (маркизок).

  • Марля — очень редкая, прозрачная и вместе с тем лёгкая по весу хлопчатобумажная ткань. Прозрачность и лёгкость этой ткани достигается тем, что как основные, так и уточные нити не прилегают в марле одна к другой вплотную, как в обычных тканях, а отделяются более или менее заметными промежутками.

  • Марселин — плотная тонкая однотонная шерстяная ткань.
     

  • Матлассе — это образованный с помощью жаккардового переплетения нитей многослойный материал, может быть любого сырьевого состава. Нижний слой ткани обычно гладкий, тогда как лицевая поверхность украшена объемным рисунком. Матлассе хорошо держит форму, ткань очень пластична, она хорошо драпируется, может использоваться в качестве основного материала для пошива портьер.

  • Махровая ткань — это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).

  • Меринос — шерстяная ткань, как правило, одноцветная.

  • Мешковина — грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей (см. холст). Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника, конопли и т. п. Мешковина используется для изготовления мешков, грубой одежды, грубых фильтров для воды и технических жидкостей, и как паковочная ткань.

  • Микрофибра — ткань, произведённая из волокон полиэфира, также может состоять из волокон полиамида и других полимеров. Своё название ткань получила из-за толщины волокон, составляющей несколько микрометров. Микроволокно используется в производстве тканых, нетканых и трикотажных тканей. Может быть использована в производстве одежды, обивке, в промышленных фильтрах, в уборочной продукции.

  • Миткаль — суровая тонкая хлопчато-бумажная ткань полотняного переплетения. Миткаль используется как полуфабрикат в производстве клеёнки, дерматина и др. В результате соответствующей отделки из миткаля получают ситец и бельевые ткани — мадаполам, муслин и др.

  • Молескин — плотная прочная хлопчатобумажная ткань, обычно окрашенная в тёмные цвета.
     

  • Мольтон (фр., от mollet - мягкий) — Французская шерстяная толстая материя, в роде фланели.

  • Мохер — шерсть ангорской козы, козья шерсть. Термин «мохер» используется для всех видов пряжи из этой шерсти или с применением этой шерсти в смеси с другими, а также для изделий и материалов из такой пряжи.

  • Модал — специальное вискозное волокно с высоким водоотталкивающим эффектом.

  • Муар — шелковая ткань с волнистыми разводами. Шла на отделку, орденские ленты:

  • Муар-антик — муар с крупными разводами;

  • Громуар — муар высшего качества.

  • Муслин — тончайшая ткань из хлопка, льна или шелка с полотняным переплетением.

  • Мухояр — пестрая домотканая ткань из льна с примесью окрашенных в пряже шерсти или хлопка.
     

  • Мушете или «этоф мушете» — это материал, который относится к разновидностям легких шелковых тканей, покрытых сплошными мелкими разрезами. С французского языка название переводится как «ткань в крапинку». К сожалению, на сегодняшний день мушете не продается – эта ткань была модной в начале семнадцатого столетия, ее можно назвать легчайшей разновидностью шелка, которая шла на пошив качественного нижнего платья, считалась тонким элементом костюма.
     

  • Набивная ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.
     

  • Нанбук — это плотный материал с хлопковым составом, который отличается повышенной прочностью. Уточный настил с внешней стороны делает материал гладким, а выработка практически из не крученых нитей способствует пластичности и мягкости. Однако нанбук в качестве интерьерных тканей применяется редко – для пошива занавесок он слишком прост. В основном материал, сотканный из пряжи среднего качества, используется для пошива спецодежды: фартуков, комбинезонов, нарукавников, халатов.

  • Нанка — грубая, плотная, желтоватого оттенка или серая очень дешёвая хлопчатобумажная ткань.

  • Нате — шерстяная и шелковая ткань с характерной пластичной поверхностью. Изготовляется из толстой в основе и тонкой в утке пряжи, благодаря чему образуется равномерно повторяющийся рисунок. Из шерстяного нате шьют дамские пальто, плащи и костюмы, из шелковой ткани — женские платья.
     

  • Объярь — разновидность муара, старинная шелковая ткань, иногда с включением золотой или серебряной нити.
     

  • Оксамит — это плотное ворсистое полотно из лучших сортов окрашенного шелка с узорами из серебристых и золотых нитей. В переводе с греческого языка название ткани обозначает шесть нитей. Действительно, для формирования данной ткани требуется две основные нити и четыре уточные. Орнамент материала включает преимущественно растительную или звериную тематику, среди животных преобладают львы, грифы, орлы и все те звери, которые олицетворяют силу, честь, отвагу. Оксамит – довольно тяжелая ткань, на ее вес влияет обилие вплетенных нитей из металла, полотно практически не гнется. Внешний вид оксамита может напоминать парчу, бархат или алтабас

  • Омбре — шелковая легкая ткань с характерными повторяющимися продольными линиями цветовой гаммы. Изготовляется из тонкого натурального или цветного вискозного шелка. Из данной ткани шьют дамскую одежду, галстуки.

  • Органза — тонкая жесткая прозрачная ткань, сделанная из полиэстера, шёлка или вискозы.

  • Органди — очень тонкая жесткая прозрачная матовая шелковая ткань, выработанная мелкоузорчатым переплетением. Применяют для отделки платьев, изготовления воротничков, жабо и др.

  • Органтин — хлопчатобумажная, редкая, сильно накрахмаленная ткань, изготовленная из тонкой пряжи. Используют как подкладочный материал, сохраняющий форму одежды (нижние юбки, чехлы под платья и т. п.). В недалеком прошлом из данной ткани шили свадебные наряды для невест и блузы для торжественных случаев.
     

  • Панама — хлопчатобумажная или шерстяная гладкокрашеная ткань, на ощупь мягкая, блестящая. Вырабатывается двойным или тройным переплетением (т. н. рогожка), в результате чего на поверхности ткани образуются чередующиеся прямоугольники из основных и уточных перекрытий, расположенных в шахматном порядке. Хлопчатобумажная панама используется на дамские платья и блузки. Из шерстяной панамы шьют дамские платья и костюмы.

  • Парусина — тяжёлая плотная конопляная, льняная или полульняная ткань из толстой пряжи.

  • Парча — художественно-декоративная ткань с шёлковой основой, содержащая в утке или реже в основе металлические нити (золотые, серебряные и пр.). Известна с глубокой древности, в настоящее время производится в небольших количествах и используется в основном в исторических театральных костюмах.
     

  • Пейсли — необычный орнамент пейсли пришел к нам из Персии, где он служил символом благополучия и благородия. Прежде чем попасть в европейские страны, орнамент пейсли, более известный как «восточный огурец» или «индийский огурец», проделал очень долгий путь. Каплеобразный рисунок сперва перенесся в Индию, а затем в Великобританию. Необычный орнамент стал стремительно набирать популярность, а производство так называемых «огуречных» тканей моментально наладили в небольшом шотландском городке, который назывался Пейсли. Именно в честь него ткань получила свое западное название.
     

  • Пенистон — это сорт плотного ворсового материала из высококачественной шерсти. Ткань получила свое название в честь места первоначального производства полотна – английского города Пенистон.

  • Пепита — ткань в мелкую клетку (квадраты, ромбы, прямоугольники), расположенную в шахматном порядке; обычно двухцветная или пестротканая, причем одна нить всегда белого цвета.

  • Перкаль — плотная хлопчтобумажная ткань из некрученых нитей. В зависимости от толщины используется в авиации, промышленности, изготовления постельного белья (не пропускает пух, перья), женских блузок.

  • Пестроткань — ткань с рисунком, образованным в процессе ткачества, с использованием нитей или волокон разных цветов (в отличие от рисунка, образованного окрашиванием готовой ткани). Рисунок обычно имеет вид полос или клеток, и образуется чередованием разноцветных продольных или поперечных нитей (т. н. основы и утка).

  • Пестрядь — домотканая ткань из остатков пряжи разного качества (лен, шерсть) или разного цвета. Имела слегка шероховатую поверхность и характерно пестрый цвет, иногда в мелкую клетку.

  • Пике — плотная ткань из шелка или хлопчатобумажная. Поверхность покрыта мелкими рубчиками. Шла на отделку и жилеты.
     

  • Пинстрайп — это элегантный классический рисунок на ткани, который состоит из широко расположенных друг от друга тонких полос. Данный термин чаще всего используется применительно к элитным костюмным тканям.

  • Плис — хлопчатобумажный бархат с относительно длинным ворсом. Употреблялся в дорогой одежде крестьянами, в дамской обуви.

  • Плюш — ворсовая ткань, отличается от бархата более высоким (до 6 мм) и менее густым ворсом. В зависимости от вида ворса различают П. разрезной и неразрезной (петельный), а от способа выработки и отделки — гладкий или рисунчатый, тиснёный и т. д. Плюш применяется для пошива и отделки одежды, обивки мебели, изготовления покрывал, занавесей и т.п.
     

  • Полартек — это современная высокотехнологичная ткань с характерным густым ворсом и полой структурой. Для мягкого и легкого материала присущи хорошие теплосохраняющие свойства, полартек поддерживает оптимальный температурный баланс, не мешает доступу воздуха. Подходит для пошива пижам и покрывал. Высокотехнологический текстиль используется для пошива туристического снаряжения: спальников, покрывал. Материал разрабатывали специально для замены им шерсти. Одежда из этого материала обладает хорошими эстетическими и функциональными качествами, она не сминается и не имеет склонности к усадке. Благодаря специальной обработке, на поверхности ткани не образуются катышки. Нередко в состав волокон добавляют хлопок, вискозу или нейлон – с их помощью производители достигают лучшей формоустойчивости и комфорта в носке. Полартек не боится воды, быстро сохнет, хорошо сохраняет тепло и не допускает перегрева тела. Материал долговечен.

  • Полиамид (нейлон) — синтетическое волокно с исключительным сопротивлением к растяжению и высокой стойкостью к износу.

  • Поликоттон — ткань состоящая из смеси полиэстера и хлопка в разных пропорциях.

  • Полиэстер — синтетический материал нового поколения. Хорошо пропускает воздух, отличается повышенной мягкостью и простотой в уходе.

  • Полубархат — хлопчатобумажная ткань, имеющая на своей поверхности вертикально расположенный ворс, который получен благодаря уточно-ворсовому переплетению. Ткань повышенной плотности по утку, среднетяжелая, ворс хорошей густоты, невысокий, покрывающий равномерно всю поверхность ткани. Полубархат имеет эффектный внешний вид, вырабатывается пестротканым, гладкокрашеным (окрашивается в готовом виде, в куске) или напечатанным (расцвеченный способом).
     

  • Полуорганза (или микровуаль) — это гладкий материал, который состоит из полотняного переплетения нитей. Данную ткань вырабатывают из полиэстера или шелковой пряжи, также она может быть хлопчатобумажной или шерстяной. Полуорганза может быть крашенной, беленной или набивной, отличается от органзы большей прозрачностью, это очень тонкое и мягкое полотно.

  • Пониток — полусукно из пеньковой или льняной основы и шерстяного утка.

  • Посконь — домотканая дешевейшая ткань из конопляного волокна, грубая и неокрашенная.

  • Поплин — хлопчатобумажная, шелковая или шерстяная ткань (т. н. ложнорепсовая или рубчиковая), плотная, блестящая, гладкая, мягкая. Вырабатывается полотняным переплетением. Вследствие того, что уточные нити распрямлены, а плотность основных нитей больше, чем уточных, лицевая сторона и изнанка ткани созданы из основных нитей, образующих мелкий поперечный рубчик. Поплин может быть отбеленным, гладкокрашеным, напечатанным и пестротканым. Из него шьют мужские сорочки, пижамы, дамские платья и блузы. Из шелкового поплина изготовляют нарядные платья.
     

  • Пудесуа — это материал шелкового состава, содержащий в основе скрученные нити из длинноволокнистой пряжи, а в утке – довольно короткий трам. В переводе с французского языка, название звучит как «червячный шелк». Вплоть до девятнадцатого века ткань была только привозной и стоила выше прочих шелковых полотен. Так как распространение пудесуа было ограниченным, ткань считалась предметом роскоши, использовалась для пошива платьев, нарядных блуз, для изготовления шляпок. Из пудесуа шили стеганые покрывала, небольшие декоративные подушки или стильные портьеры. Прежде всего, ткань пудесуа ценилась за особенно крепкую фактуру без глянца, присущего шелкам, хорошую прочность и приятное туше. Нити, используемые для основы, состояли из нескольких крученых волокон, которые соединялись в одну компактную, плотную и тугую нить. После завершения ткачества, суровье пудесуа подвергалось отбеливанию, окрашиванию и разглаживанию в каландрах. Для приобретения красивого рельефа ткань гофрировали.
     

  • Равендук — толстое грубое полотно для технических нужд. В XVIII в. из пеньки, в XIX в. — из льна.
     

  • Райе — одна из разновидностей полосатого орнамента. По внешнему виду полоски могут быть совершенно разными. Ткань с чередованием горизонтальных двухцветных полос у многих людей ассоциируется с морской тельняшкой и воспринимается как элемент морского стиля в интерьере. Однако в отличие от морских полосок, ткань райе может образовываться чередованием контрастных полос разных цветов и величины. Ткани с диагональным и горизонтальным узором часто используются при пошиве элементов интерьерного текстиля: шторных комплектов, покрывал, мебельных чехлов в стиле модерн, для оформления комнаты в стиле поп-арт.

  • Ратин — шерстяная ткань. На лицевой стороне слегка волнистый ворс, особым образом обработанный вальцами.

  • Рединка (устар. Борла) — то же, что серпянка.

  • Репс — хлопчатобумажная или шёлковая ткань, образованная переплетениями, производными от полотняного переплетения — осно́вный или уто́чный репс. У основного репса более длинные (усиленные) основные перекрытия, чем уточные, у уточного — наоборот, уточные перекрытия длиннее основных.

  • Рогожа — грубая хозяйственная ткань. Первоначально производилась из волокон растения рогоз (отсюда и название), а позже и из лыка (мочала). Из такой ткани изготовлялись кули, рогожные мешки, половики, грубая рабочая одежда и т.д.
     

  • Саржа — хлопчатобумажная, шёлковая или искусственная ткань с диагональным переплетением нитей; вырабатывается в основном гладкокрашеной и набивной. Используется как подкладочная, платьевая, техническая и т. п. ткань. Хлопчатобумажная, шерстяная и полушерстяная саржа являлись основной тканью для пошива военной полевой формы многих государств, к примеру таких как «афганка» и «гимнастёрка».

  • Сарпинка — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, полосатая или клетчатая, приготовляется из тонкой (60—80), заранее крашенной пряжи. Изготовляется главным образом приволжскими немцами-колонистами.

  • Сатин — ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или синтетического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеной, набивной и отбелённой. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин широко используется для изготовления постельного белья.
     

  • Сатинет — это старинный хлопковый материал, который украшает необычный тканый орнамент в виде тонких полос. Название полотна происходит от французского слова satinette, которое обозначает «похожий на сатин, но гораздо тоньше». Недорогой материал имел довольно эффектную внешнюю поверхность благодаря четким контурам матовых полосок и глянцевого застила. К сожалению, сегодня сатинет купить невозможно: синтетические ткани, похожие по структуре, постепенно вытеснили очаровательный материал из обихода.

  • Сермяга — грубое домотканое неокрашенное и неотбеленное сукно серого или бурого цвета.

  • Серпянка — редкая неплотная льняная ткань.
     

  • Серсукер — также известен как гофрированный ситец или «жатка» - это популярных хлопковый материал, который изготавливается из кардной пряжи для пошива брюк, легких костюмов и летних блуз. Иногда серсукер используется для пошива постельного белья. Неравномерное натяжение нитей влияет на своеобразную текстуру ткани, которая получена чередованием гладкой поверхности и чуть присобранной.

  • Синель — велюровая ткань, изготовленная из специальной синельной нити.

  • Сизаль — натуральное грубое волокно, получаемое из листьев растения Agava sisolana из рода Агава, иногда сизалем называют и само растение.

  • Ситец — лёгкая хлопчато-бумажная гладкокрашеная или набивная ткань, получаемая в результате специальной отделки сурового миткаля.
     

  • Скрин — это высокотехнологичный текстиль, применяемый для рассеивания света. Данная ткань успешно используется для производства штор экранного типа (рулонные занавески или шторы ролеты). Кроме солнцезащитных свойств, ткань обладает прочностью, влагостойкостью, хорошо переносит любую погоду, благодаря чему данную ткань можно использовать под открытым небом в качестве шторы для открытой веранды, солнцезащитных фасадных занавесок или теневого навеса беседки. Скрин можно использовать в помещениях с частыми изменениями температуры и с повышенной влажностью (бани и бассейны). Ткань производится из композитных нитей, которые в своем составе содержат стекловолокно и полиэстер, что обуславливает стойкость к провисанию, растяжениям и впечатляющую долговечность. Ткань выпускается многоцветной, одноцветной и меланжевой.
     

  • Софт — это плотная и очень мягкая портьерная ткань, напоминающая велюр. Данный материал отличается отменной прочностью, пользуется большой популярностью, так как подходит и для пошива штор, и для мебельной обивки. Ткань хорошо драпируется, обладает податливой и мягкой фактурой, которая полностью передает насыщенность цвета. Приятный внешний вид позволяет придать любому интерьеру ощущение роскоши. 
     

  • Стамед — шерстяная ткань диагонального переплетения. Красного цвета, шла на подкладку, обычно мундирную.

  • Стёганое полотно — это прошитые насквозь два куска ткани, между которыми находится слой ватина или ваты. Изготовление стеганого полотна также называется квилтингом.
     

  • Стрейч — это приставка, которая используется вместе с названием материала (стрейч - атлас, стрейч – бархат, стрейч – деним) для обозначения способностей ткани растягиваться. Зачастую стрейч приобретают для пошива одежды, которая будет облегать силуэт. В интерьерном оформлении использование стрейч тканей весьма ограничено: занавески со складками с точными очертаниями благодаря плотной шторной ткани или пышный комплект из пластичного текстиля с эффектом свободных, ниспадающих волн. Эластичность ткани достигается путем вплетения состава малозаметных текстурированных нитей (спандекс, лайкра, эластан). 
     

  • Сукно — шерстяная ткань, на ощупь мягкая, плотная. Поверхность ткани умеренно блестящая. Вырабатывается переплетением усиленный сатин из кардной средней толщины пряжи в основе и аппаратной толстой пряжи в утке. В отделке ткань подвергают ворсованию, затем ворс стригут и запрессовывают. Из сукна шьют дамские костюмы и пальто. Название происходит от чешского слова «соукать» — мять, валять. Ткань известна издавна, изготовлялась она в домашних условиях.
     

  • Тапа — это ткань из коры бумажной шелковицы, распространенная среди населения Гавайев, Полинезии, Самоа, Фиджи, Индонезии и Папуа - Новой Гвинеи. Технически материал сложно назвать тканью, но на протяжении многих столетий тапа служила полной заменой текстилю: ее использовали как сырье для изготовления одежды, в качестве перевязочной материи, шили удобные домашние шорты, циновки.
     

  • Тарлатан — недорогая мягкая редкого переплетения хлопчатобумажная ткань типа кисеи, шла на платья.

  • Тафта — тонкая и плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань.

  • Твид — шерстяная ткань, эластичная, среднетяжелая, мягкая на ощупь, с небольшим ворсом. Бывает меланжевая, мулинированная ткань, чаще с цветными узелками. Из данной ткани шьют дамские платья, юбки, костюмы, пальто, а также мужские пиджаки и брюки.
     

  • Твил — это термин для обозначения шторных, костюмных, подкладочных и технических тканей, образованных киперным или саржевым переплетением. При выработке ткани все уточные нити по отношению к основным сдвигаются на одну позицию. Кроме образования пересечением основы и утка наклонных выпуклых полос, ткань приобретает растяжимость, способность противостоять истиранию и сминанию. Другие характеристики определяются непосредственно особенностями сырья, которое используется при выработке.
     

  • Тергалет — тонкий материал с эффектной жатой текстурой. Чтобы обозначить жатый эффект, в текстиле используются такие термины как «кринкл» и «крэш», а в простонародье говорят просто – тергалет, «жатка». Это может быть ткань с любым составом. Среди тергалетов встречаются ткани с различными свойствами, они вполне могут быть интерьерными: атлас – крэш, жатая органза, кринкл – тафта.

  • Термолама — очень плотная толстая шелковая ткань золотистого цвета; дорогостоящая, шла на шлафроки.

  • Терно — дорогая шерстяная ткань диагонального переплетения из высококачественной шерсти горной козы, употреблялась для шалей и женских платьев.
     

  • Терри — это ткань с разрезным или петельным ворсом на поверхности, которая производится петельным (махровым) переплетением, чаще всего из хлопчатобумажных, иногда из льняных нитей. Главная особенность материала – способность быстро впитывать влагу. Классификация материала по способу выработки зависит от различий в пластических свойствах и структуре. Терри бывает односторонней или двухсторонней на тканой основе или односторонним трикотажным полотном. Терри на тканой основе отличается формоустойчивостью и густым ворсом, данный текстильный вид производится из хлопка, основа может подвергаться армированию нитями из полиэстера. В производстве двухстороннего полотенечного материала используется крученая хлопковая пряжа, линейная плотность которой составляет 29 текс для утка и 18.5 текс для основы. Ткань терри, махровая лишь по лицевой стороне, вырабатывается из хлопка. Терри - мягкая ткань, хорошо впитывает влагу, не мешает естественному теплообмену, сохраняет тепло, легко стирается, отличается износостойкостью. Махровая ткань на трикотажной основе имеет петельный ворс только по лицевой стороне, тогда как изнанка остается плоской. Чтобы достигнуть мягкой податливой текстуры, производители вводят в состав пряжи лайкру, которая еще и повышает растяжимость основы. С помощью дополнительной системы основных нитей, на трикотажном полотке и обычной ткани образуется мягкий ворс. Как правило, данный текстиль выпускается гладкоокрашенным, отбеленным, пестротканым, допускается отделка печатаньем.
     

  • Тибет — двусторонняя шерстяная ткань диагонального переплетения из шерсти горной козы, употреблялась для шалей.

  • Тик — грубая плотная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с полосами красного или синего цвета. Для рабочей одежды, обивки мебели.
     

  • Торшон — это хлопковый или льняной материал с применением во время выработки нитей разной плотности, отличается грубой текстурой с уплотнениями и узелками на поверхности. Использование торшона для изготовления элементов столового текстиля традиционно для русского народа. Изготавливается ткань с помощью полотняного или простого крупноузорчатого переплетения, при котором образуются очаровательные переплетения. Термин «торшон» в переводе с французского языка означает холст, тряпку. Во Франции это слово использовали для обозначения кухонных полотенец и лоскутов ткани с необычной рельефной текстурой, используемых для уборки. Для хорошего влагопоглощения структура торшона вполне подходит, вместе с тем ткань достаточно плотная для того, чтобы держать первоначальную форму. Торшон от подобных тканей отличается стойкостью к истиранию, гигроскопичностью и светостойкостью.
     

  • Трикотаж — термин «трико» используется для обозначения трикотажного переплетения, которое характеризуется склонностью к распусканию и большой растяжимостью, так же называется спортивная одежда, обтягивающая силуэт. Термином «трико» в швейном производстве обозначают разные по структуре костюмные ткани – пестротканые или меланжевые. Выработка тканей осуществляется из нескольких видов пряжи: для основы используется крученая, а для утка, напротив, некрученая. Возможно применение шерстяной или хлопковой пряжи, допускается присутствие лавсана в составе пряжи (чтобы ткань не сминалась), капрона (для увеличения износостойкости) и вискозы (для мягкости).

  • Трикотин — легкая шерстяная ткань, эластичная, гладкокрашеная, с характерной структурой (полосками), напоминающей вязание. Название произошло от французского слова трико — вязание. Из этой ткани шьют дамские платья и костюмы.

  • Трип — утрехтский бархат, шерстяная ткань с ворсом на лицевой стороне. Употреблялась для верхней одежды, шляп, обивки мебели или экипажей.

  • Туаль — тонкая натуральная шёлковая ткань с полотняным плетением и блеском, использующаяся на подкладке дорогой одежды.

  • Тюль — лёгкая прозрачная сетчатая гладкая или узорчатая ткань(хлопчатобумажная, полушёлковая и др.).
     

  • Фай — шёлковая ткань репсового переплетения.

  • Фатин — лёгкая сетчатая ткань средней жёсткости, вуаль из полиэстерной нити. Полупрозрачная, матовая или блестящая. В отличие от тюля, фатин всегда гладкий и однородный. Плотность фатина — от 15 до 40 граммов на квадратный метр.

  • Фетр — сорта войлока, изготавливаемые из тонкого пуха кроликов или коз.
     

  • Филь-а-филь — так называются ткани, поверхность которых украшает косой рисунок с отчетливо выступающими ступенчатыми полосами или диагоналями. Подобный узор образуется с помощью специальных комбинаций саржевого переплетения нескольких контрастных нитей в утке и основе. Соотношение уточных и основных перекрытий значится в раппорте как один к одному.

  • Фламинго — шелковая, обычно гладкокрашеная, иногда напечатанная (набивная), на поверхности ткани выпуклые рубчики типа репсового переплетения. Ткань вырабатывается саржевым переплетением. Из неё шьют летние женские платья, платья для девушек.

  • Фланель — хлопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом. Теплосберегающий, мягкий, приятный на ощупь материал.

  • Флис — один из немногих материалов синтетического происхождения, который благодаря своим свойствам завоевал огромную популярность в производстве одежды для детей.

  • Флауш — шерстяная, на ощупь мягкая ткань с длинным, частично лежащим ворсом. Она среднетяжелая, редко меланжевая. Из данной ткани шьют дамские и мужские пальто.
     

  • Флис — нетканый материал, изготовленный из различных волокон. Wool Fleece - натуральный материал на основе шерсти. Polar Fleece - синтетический материал. Также выпускается флис с применением хлопка.
     

  • Флок (в переводе с немецкого — «снежинки» или «хлопья») — материал, чаще всего применяемый для обивки (декоративной обтяжки) мебели. Также используется в салонах автомобилей.

  • Фофудья — восточная златотканная материя.

  • Фреска — шерстяная эластичная пористая ткань, на ощупь жесткая, колючая; структура этой ткани, вырабатываемая полотняным переплетением, редкая, хорошо заметна, если данную ткань наложить на другой материал более яркого цвета. Эту ткань рекомендуют для домашней одежды, спортивных блуз, рубашек.

  • Фриз — дешевая грубая шерстяная ткань со слегка вьющимся ворсом.

  • Фуляр — легкая шелковая ткань, очень мягкая, одноцветная или с орнаментом. Употреблялась для платков, косынок.

  • Футер — теплая мягкая ткань с небольшим начесом с изнанки.
     

  • Хлопок — волокно растительного происхождения, покрывающее семена хлопчатника, важнейшее наиболее дешёвое и распространённое растительное волокно. В русской технической литературе до второй половины XIX века вместо слова «хлопок» применяли термин «хлопчатая бумага», сохранившийся до настоящего времени в словах: хлопчатобумажная ткань, хлопчатобумажная промышленность и других.

  • Холст — конопляная или льняная ткань с полотняным (то есть, перпендикулярным с чередованием нахлёстов через одну нить) переплетением пряжи. Холст из конопли, имеющий желтоватый цвет, был более распространен в средней полосе России, так как конопля лучше произрастала в сложных природных условиях. Он обычно толще и грубее серебристого льняного холста, но имеет более высокую износоустойчивость. В народе ткали холст разных по качеству сортов: для тонких обрядовых полотенец, праздничной или рабочей одежды.
     

  • Чесуча — плотная шелковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета.
     

  • Шалон — двусторонняя легкая шерстяная ткань диагонального переплетения для верхней одежды.

  • Шанжан — ткань хлопчатобумажная, пестротканая, среднетяжелая, с контрастной фактурой основы и утка. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан». Из этой ткани шьют дамские пальто, платья, спортивные блузы, куртки, летнюю мужскую одежду.
     

  • Шантунг — материал со специфической неровной поверхностью, который изготавливается из грубой и неровной пряжи в утке и основе. Шелковый вариант – это легкое полотно, используемое для пошива костюмов, сорочек, блуз и платьев. А вот шерстяную ткань используют непосредственно для создания дамских костюмов и платьев. 

  • Шевиот — ткань, производимая из шерстяной или смешанной пряжи. Название происходит от Чевиотских гор (Cheviot Hills) в Великобритании. Традиционный шевиот изготавливается из шерсти шевиотских овец (Cheviot sheep). Также шевиотом называется ткань, производимая из крапивного волокна, и называемая так, возможно, за своё сходство с известной шерстяной тканью.

  • Шенилл — обычно обивочная или портьерная ткань, в плетение которой включена особая, мохнатая как гусеница, нить (гусеница по-французски и будет «шенилл» — chenille).

  • Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 800—1000 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

  • Шёлковый шантунг — это лёгкая ткань; из неё шьют сорочки, блузы, платья, костюмы. Шерстяной шантунг рекомендуют на дамские платья и костюмы.

  • Шине — несколько разновидностей легкой шелковой ткани особой выделки с характерной размытостью контура орнамента. Употреблялась в парадных, часто подвенечных платьях.

  • Шифон (англ. chiffon) — очень тонкая и лёгкая шёлковая ткань из туго скрученных нитей, чем достигается её прозрачность. В качестве волокна также может быть использован полиамид.

  • Шотландка — ткань, вырабатываемая из хлопчатобумажной, шерстяной пряжи, различных химических нитей саржевым переплетением с рисунком в крупную клетку, типичным для тканей национальной шотландской одежды. Шотландку используют для пошива школьной формы, платьев и верхних мужских сорочек. Второе, менее распространённое, но более правильное название узора шотландки и самой ткани — тартан, то есть плотная шерстяная ткань в клетку, используемая для пошива шотландских юбок — килтов.

  • Штапель — мягкая шелковистая, разнообразной окраски ткань из шелковистого волокна. Широкое распространение получила в середине XX века из-за относительной дешевизны. Ткань обладает одним недостатком — сильно садится после стирки.

  • Штоф — очень плотная шелковая ткань. Употреблялась в верхней одежде, драпировках, обивке мебели, текстильных обоях.
     

  • Эпингель — шерстяная ткань с поперечной полоской (ребристой, рельефной поверхностью), причем полосы различной толщины и ширины. Это очень легкая, иногда среднетяжелая ткань, гладкокрашеная, чаще темных тонов. Вырабатывается из тонкой гребенной пряжи. Шьют из этой ткани дамские костюмы и пальто.

  • Этамин — хлопчатобумажная прозрачная, редкотканная, легкая, воздухопроницаемая ткань. Вырабатывают её из очень тонкой пряжи. Ткань бывает узорчатой или с вышивкой, выполненной машинным способом. Из этамина шьют дамские летние платья и блузы.

Знаете еще один вид ткани? Напишите нам в Facebook или через почтовую форму